МАФИЯ - наименование одной из самостоятельных преступных организаций итальянского криминального мира.
Это специфически итальянское явление, точных аналогов которому в мире нет.
Существует несколько версий происхождения самого слова "мафия".
Согласно первой, оно является аббревиатурой девиза восстания 1282 года - "Смерть Франции! Вздохни, Италия!" (Morte alla Francia Italia Anelia!)....
МАФИЯ - наименование одной из самостоятельных преступных организаций итальянского криминального мира.
Это специфически итальянское явление, точных аналогов которому в мире нет.
Существует несколько версий происхождения самого слова "мафия".
Согласно первой, оно является аббревиатурой девиза восстания 1282 года - "Смерть Франции! Вздохни, Италия!" (Morte alla Francia Italia Anelia!).Согласно второй, слово "мафия" - наследие времен, когда Сицилия была арабской территорией, и является понятием из арабского права, обозначавшим защиту простых людей от беззакония властей. "Мафия" - исключительно сицилийское понятие. В других регионах Италии аналогичные организации носили и носят иные названия ("Ндрангетта" - в Калабрии, "Сакра корона юнита" - в Апулии, "Каморра" - в Неаполе).
СТРУКТУРА МАФИИ
“Семейство” — это первая ячейка мафии, она как правило состоит из родственников и их близких или, во всяком случае, из связанных с семейством "друзей". “Семья” составляет основу и суть мафии. Призванным главой такой “семьи” мафии является самый авторитетный член этого семейного клана, даже если порой это бывает самый молодой.
Семья в старой мафии, зародившейся тогда, когда только она, а не отдельная личность обладала социальной значимостью, — это семья патриархального типа, характерная для крестьянства. Основное ее правило — “подчиненность”, т.е. она подразделяется на отдельные, особые пласты со своими обязанностями, значением и властью, причем все это включается на основе железных законов в иерархию ролей и, личного положения. Во главе “семьи” стоял отец.
Сила “семьи” зависит от ее численности и от количества высокопоставленных друзей, которых удалось приобрести за пределами своей местности. Чем влиятельнее лица, с которыми ему удалось завязать связи, тем большим уважением и почтением пользуется он среди своих сторонников.
В обществе “семья” сталкивается с другими “семьями”, следуя двумя путями: завязывая родственные связи и устанавливая дружеские отношения.
Родственные связи наиболее предпочтительны, так как в этом случае действует голос крови. Более того, было изобретено кумовство — искусственное родство, которое возникает после исполнения роли крестного отца на крестинах и конфирмации или роли свидетеля во время бракосочетания. Кум по праву входит в кровную “семью”.
Следует отметить, что кровные узы между членами мафии так сильны, что не ослабевают ни с годами, ни с расстояниями. Эти кровные узы позволили постоянно оживлять контакты между сицилийскими и американскими мафиози. Временами результаты выборов главы мафии в Америке обуславливались благоговейной преданностью, которые претенденты питали к материнскому дому — Сицилии. Дружба же в “Почетном обществе” играет лишь вспомогательную роль и служит скорее как система знакомств и связей, т.е. как возможность выйти на кого-нибудь для взаимного обмена услугами и одолжениями.
Значение “семьи” заключается в том, чтобы доказать окружающим способность навязывать собственную волю. Отдельные члены “семьи”, даже если она разрастается до десяти человек мужского пола, сделать этого не в состоянии.
Управляет какой-либо общиной “семья” мафиози через коску.
“Коска” является объединением нескольких “семей” мафиози. Само слово “коска” на простом языке означает “сельдерей, артишок или латук”. На языке мафии оно означает группу, в которой различные элементы связанны друг с другом, подобно листьям сельдерея, растущим на одном стебле. Коска объединяет различные “семьи” одной и той же местности или даже “семьи” соседних мест. В последнем случае все “семьи” входящие в состав одной и той же коски, должны “работать” в одной и той же области, не вмешиваясь в деятельность других косок и не препятствуя ей.
Как и “семья”, коска авторитарна. Внутри нее самостоятельность отдельного мафиозо минимальна. Только коска определяет виновность отдельного мафиозо, устанавливает степень его ответственности и выносит ему приговор.
Коска организована на более высоком уровне. Во главе ее стоит “капо” (глава), которого в зависимости от степени близости с ним называют “дон” или “дядя”. Основу составляют “пичотти”. Они служат подручными главе, которому обязаны полностью повиноваться. Между главой и “пичотти” иногда имеются один или несколько промежуточных элементов — “капориджеме” или как их называют в Америке — лейтенанты. Но это бывает редко. На Сицилии практически нет такого звания, которое очень важно в американской мафии.
Во главе всей сицилийской мафии стоит вождь, который является высшим руководителем. Множество глав, имеющих более или менее важное значение, повинуются ему, но при условии, что его власть не слишком вторгается в их собственную жизнь.
Между различными косками устанавливаются многообразные отношения: дружеские связи, общие дела, взаимопомощь; кровные связи, устанавливающиеся через бракосочетания, родство и кумовство.
В основе отношений между различными косками лежит уважение, но могут возникать и трения, разногласия, ссоры, что в некоторых случаях приводит к войне. Если война вспыхивает, то коски ведут ее до полного уничтожения соперников. Так начинается месть и резня, которые порой тянутся в “Почетном обществе” годами, вовлекая в мясорубку даже детей.
Все коски какой-либо зоны, действующие в одной отрасли преступления, образуют консортерию, то есть единую клику.
Все консортерии составляют “Почтенное общество”, то есть объединение всех мафий, связанных между собой узами солидарности в деле совершения преступлений.
КОДЕКС ЧЕСТИ
Сила и сплоченность мафии в значительной степени обеспечиваются благодаря безусловному повиновению каждого из ее членов руководителям, а также вследствие соблюдения строгих правил, выработанных этой организацией. Эти правила представляют собой подлинный “кодекс чести”, который каждый новичок при своем посвящении клянется соблюдать.
В мафию вступают на всю жизнь. Только смерть разрывает эти узы.
Вступая в “Почетное общество”, сицилийский “пичоттти” ( а в дальнейшем и американский “солдат”) обещает соблюдать примерно один и тот же “кодекс чести”. Мартин В. Дайзингс излагает этот “кодекс” в следующих пяти основных принципах:
Члены мафии взаимно помогают друг другу, каков бы ни был характер этой помощи.
Любое посягательство на одного из членов мафии в какой бы то ни было форме является посягательством на всех; за него следует отомстить любой ценой.
Они обязуются полностью повиноваться вышестоящим.
Когда нужно совершить правосудие, то члены мафии обращаются не к гражданским властям, а к самой мафии. Именно она судит. Именно она выносит приговор. Именно она приводит приговор в исполнение.
Если кто-нибудь по какой бы то ни было причине выдает имена членов организации, он может быть убит кем угодно, когда угодно; месть распространяется не только на него, но и на всю его семью.
Это последнее предписание является, несомненно, самым важным.
ЗАКОН МОЛЧАНИЯ
ОМЕРТА - Именно закону молчания (или, иначе говоря, круговой поруке) мафия во многом обязана своей необычной живучестью. Без круговой поруки мафия никогда не могла бы существовать. Отказ говорить и добиваться защиты гражданских властей вызван тем фактом, что законы, которым должны были подчиняться сицилийцы, никогда не были их собственными законами, а были законами оккупанта, законами, навязанными извне. Соблюдать их или подчиняться им значило предавать своих.
Круговая порука всегда была тем первым правилом, которое внушают молодому сицилийцу. Как только он начинает говорить, его учат молчать. Сегодня можно со всей определенностью сказать, что пресловутая “стена молчания” была гораздо выгоднее мафии, чем сицилийскому народу. Прикрываясь этой стеной, мафия могла совершенно безнаказанно создавать свою мощь и накапливать богатства, тогда как сицилийский народ никогда не знал ничего, кроме нищеты и рабства. На Сицилии молчание является золотом лишь для некоторых.
Следует все же заметить, что закон молчания имеет не только отрицательный, но и положительный смысл, который никак не связан с предательством.
Омерта — это не просто закон молчания: это еще и “хорошие манеры”, умение понять и рассчитать складывающиеся ситуацию; это и преднамеренный обман, сознательное лицемерие для устройства ловушки, в которую можно с притворной добротой и любезностью заманить жертву, поставив ее в безвыходное положение; это и защита от посторонних, а поэтому и требование молчания, грозящие смертью за его нарушение.
ВЕНДЕТТА
Вендетта — кровная месть — один из главных принципах мафии. Ее определение недвусмысленно: “По отношению ко всякому, кто нарушает правило круговой поруки, применяется вендетта”. Если единственный конец вендетты — это смерть, то ее осуществление имеет бесконечное множество вариантов. В 1921 году прокурор Палермо описывал ее следующим образом: “Вендетта осуществляется варварским, диким, предательским способом, из засады, при помощи бритв, ножей, огнестрельного оружия, яда, обезглавливания, удушения, причем над трупами совершается надругательство, их поливают керосином и поджигают или обезображивают самым ужасным образом, для того, чтобы все видели устрашающую мощь мафии”. Данные строки были написаны, с той целью, чтобы показать мафию как можно с более отрицательной стороны, навести ужас на читателя и убедить его в гнусности этой организации. А что данный прокурор хотел? Предательство — самый страшный грех на земле. И в любой организации, в любом, даже самом демократическом цивилизованном обществе с предателями не церемонятся. Единственное различие, так это методы.